ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

МОУ «Косланская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Косланская средняя общеобразовательная школа»

МЕНЮ
 

Исторические данные Косланской школы.

 

«Лесная глухомань, медвежий угол. Ни дорог, ни промышленности. Почти 80% населения неграмотные, у многих ни кола, ни двора» - такую картину нужды и прозябания вынужден был нарисовать царский чиновник, старший лесной ревизор Васильевский в 1902 году. Он писал: «Живу в селе Кослан, где, кроме священника из администрации никого нет. Здесь нет ни врача, ни фельдшерского пункта, поэтому условия для жизни культурного человека почти невозможны. Ближайшая почтово-телеграфная станция находится в уездном городе Яренске – в 235 вёрстах, откуда два раза в месяц в Удорский край ходит земская почта. На территории Удорского лесничества никаких сухопутных дорог не существует. Люди оторваны от центральных губерний Российской империи, влачат бедное существование».

Да, так было. Удора, как часть Яренского уезда, в полной мере испытала на себе всю тяжесть социального и национального гнёта, монархического строя. Край лесной глуши и обездоленной крестьянской деревни был отрезан на вековую отсталость. Беспросветная нужда и забитость царили здесь в дореволюционное время.

Сохранения всевозможных суеверий объяснялось темнотой населения. Абсолютное большинство населения было неграмотным, особенно женщины, а мужчины умели лишь подписывать свою фамилию и читать старинные церковные книги.

Образованием на Удоре ведала церковь. В 1860 году в Вендинге была открыта первая школа. Помещалась она в доме священника, который и был в ней учителем. Учились в ней семь мальчиков и одна девочка. И лишь спустя девять лет, в 1869 году, в Кослане открылась небольшая церковно-приходская школа, в которой священник обучал детей крестьян грамоте. А в 1876 году было открыто в Кослане сельское училище.

В начале 20 века на Удоре было девять церковно-приходских школ и 14 школ грамоты, в которых обучалось немногим более 500 мальчиков и девочек – одна треть всех детей школьного возраста. Большинство школ помещалось в населенных частных домах. Своё здание имели лишь Важгортское, Косланское и Чернутьевское училища. Учителями были церковные служители и некоторые грамотные крестьяне. Учили в школах чтению, письму и счёту. Но всё же основное внимание обращалось на изучение закона божьего, на церковное чтение и пение. О знаниях учащихся, получаемых в таких школах, можно судить по отчёту одного инспектора, побывавшего на Удоре в 1872 году: «Самые лучшие ученики,- писал он в своём донесении,- посещающие училище уже третий год, читают так дурно, что их невозможно понять».

Крестьяне края относились к созданию школ весьма сочувственно, с охотой отдавали детей для обучения. Более того, крестьяне на свои средства строили школьные помещения, предоставляли учителям бесплатные квартиры с отоплением. Причём, многим учителям содержание оплачивалось также самими крестьянами. Так, учителя школ грамоты получали от родителей в год по 40-50 копеек с ученика. Такая тяга к знаниям заставляла церковных деятелей сосредотачивать дело образования в своих руках, чтобы направлять его в желаемое русло. Учителями стремились быть церковнослужители. Главное внимание было обращено на изучение закона божьего, церковное чтение и пение, для усиления религиозного воспитания при школах организовывались библиотеки, непременной литературой в которых являлись «Пересказы библии», «Жития святых», «Ткацкие листки». Наиболее нужными считались краткие жизнеописания известных святых.

Свидетельством большой тяги к знаниям может служить сообщение учителя Косланского сельского  училища в 1890 году в земскую управу, что крестьяне часто обращаются к нему с вопросом, где можно купить книги. Он предложил управе прислать ему книги для продажи населению. Яренская земская управа решила открыть в уезде несколько бесплатных библиотек, и в 1900-1901 г. были открыты первые библиотеки в Важгорте и Кослане, имевшие по 500-1300 экземпляров. различных книг и журналов.

Так, в Косланской библиотеке  книг религиозного содержания было 78 экземпляров, по истории - 36, географии - 2, медицине - 20, ремеслу - 2, художественной - 205. Читателей было до 100 человек. Кроме этого создавались и школьные библиотеки. Но всего этого было явно недостаточно для развития культуры и просвещения среди населения.

Установление Советской власти открыло для трудящихся масс дорогу к знаниям. Родились такие формы самодеятельного участия крестьян в школьном строительстве как «дни», «недели», «месячники» народного образования, во время которых трудящиеся ремонтировали школьные помещения и оборудования, заготавливали для школ дрова, производили сбор средств для нужд народного просвещения. Сразу же после установления советской власти были приняты  решительные меры в деле повышения грамотности людей.

Начиная с 1920 года, на территории района проводится тщательный учёт неграмотного населения: на каждого обучающегося заводились учётные карточки.

Трудным был путь удорцев к всеобщей грамотности: почти 80% населения края до революции не умели ни читать, ни писать. Не было бумаги, карандашей, чернил, учебных пособий. Один букварь приходился на несколько человек. Желающих было больше тех, кто мог учить. Все учителя считали себя мобилизованными на ликвидацию неграмотности среди населения.

В 30-ые годы в районе шло широкое школьное строительство. Только с 1928 по 1939 годы было сдано в эксплуатацию  шесть типовых зданий неполных средних школ, строилась Косланская средняя школа. В строительство было вложено 470 тыс. рублей. В 1938 году Глотовская семилетняя школа - первая школа второй ступени в районе - была преобразована в среднюю школу. Всего в 1939 году в 39 школах района работали 127 учителей, они обучали 2634 учащихся. Задача по охвату всеобщим обязательным обучением детей в районе была решена.

  

В 1922 году в Кослане открыли начальную школу I ступени. Построили это здание на самом высоком и красивом месте Кослана – оно нам всем знакомо, это место  нынешнего  детского сада. Умели люди выбирать места для строительства. Ведь и первое здание школы, по воспоминаниям стариков, стояло на берегу реки Мезень, напротив церкви.

Первый пионерский лагерь в селе Кослан организовал Пантелеймон  Александрович Осипов в 1926 году. Сам он работал культработником в Народном Доме. Первые пионеры - Попова Мария Ильинична, Ульянов Иван Афанасьевич, Попов Семен Павлович, Попов Иван Александрович.  У них было такое большое стремление  ко всему новому, что они сами себе сшили галстуки, сами сделали пионерское знамя. В отрядах  они учили революционные песни, вели большую общественную работу, отказывались от веры в бога. На протяжении всей истории пионерской организации было много интересных дел, но самые важные дела – это помощь родному селу, односельчанам в построении новой жизни. Здесь уместно вспомнить и об организации пионерских отрядов. Ведь эта детская организация сплачивала ребят на добрые дела и воспитала в своих рядах не одно поколение.

У нас есть чем и кем гордиться. Это просто замечательно, что в народном  образовании Косланской школы работали творчески настроенные прекрасные педагоги. 

В 1922 году в Кослан приехала Елисеева Клавдия Степановна после окончания Усть-Сысольской школы II ступени. Вот что она вспоминает: «В эти годы в селе была лишь начальная школа (1 - 4 классы).  Школа была расположена в центре села. В ней работали всего два учителя: одна из них я, Клавдия Степановна, вторая – дочь сельского попа. Ребят в школе училось не много. Каждая учительница учила  детей одновременно двух классов. Для учебы не хватало учебников и тетрадей. Несмотря на это, ребята учились  с интересом,  любили на сцене играть  коми пьесы и выступать  перед родителями, односельчанами». В Кослане Елисеева К.С. проработала  немного, большая часть её педагогической деятельности прошла в Усть-Вачерге, но в районе её помнят как новатора и хорошего  учителя. Она была награждена Орденом  «Знак Почета» в 1929 году. Награду получила Клавдия Степановна с рук Михаила Ивановича Калинина – председателя Президиума Верховного Совета СССР. Это большая удача учителя.

Хорошими словами вспоминают ученики и родители учительницу Логинову Марию Нестеровну. Она родилась в 1903 году  в деревне Латьюга. В 1924 году она, после окончания Сыктывкарского педагогического техникума, приехала в Кослан. Ей доверили очень трудное дело, она стала заведующей  начальной школой. Много сил и труда она вложила для того, чтобы её школа стала самой лучшей. В 1928 году Косланской начальной школе первой ступени присвоено звание Образцовой школы. Улыбчивая, веселая женщина, отличалась жизнелюбием  и большим умом, страстью и добрым сердцем. Её ученица Морокова Александра Яковлевна в своих воспоминаниях выражает ей самые благородные слова, как любимому педагогу,  от учащихся тридцатых  годов: «Школьные дни для меня самые светлые и запоминающиеся. Я очень любила Марию Нестеровну Логинову, которая сделала для меня всё, чтобы я училась и получила образование».

С 1 сентября 1936 года Косланская школа стала семилетней на базе начальной школы первой ступени. Дети учились в разных зданиях. Из воспоминания Мороковой А.Я.: «Работали первыми учителями в семилетней школе - учитель истории Александр Петрович Павлов, биолог Евгения Васильевна Коновалова, трудовик Мингалёв, который учил нас мастерить табуретки, посылочные ящики, и мы их потом продавали для населения. Особым явлением в школе был в 1936 году приезд директора школы Елисеева Ивана Степановича. Он только что окончил Сыктывкарский педагогический техникум,  в него, молодого, симпатичного, голубоглазого, сразу влюблялись все девчонки, потому что он умел увлеченно рассказывать, умел организовать, петь и плясать».

С 1 сентября 1936 года по 3 сентября 1940 г. Логинова Мария Нестеровна преподавала физику и математику. Как талантливый педагог, активистка Мария Нестеровна 26 марта 1940 года получила высокое звание «Заслуженного учителя школ Коми АССР».

Вместе с ней такое же звание «Заслуженный учитель школ Коми АССР» получила учительница Петиева Агния Ивановна, которая  в то время  работала в Глотовской средней школе.

«С большой благодарностью  вспоминаю  нашего пионервожатого Шаньгина. Вместе с ним мы претворяли все свои дела: выступали с концертами и ездили по деревням, помогали престарелым, семьям красноармейцев, школе и колхозу. Дети того времени отличались большой тягой к знаниям. Учились очень усердно, особенно, хорошо учились мальчики, позже многие из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны. У меня были отличные подруги, с которыми я проучилась до 1938 года. Это Кырнышева Александра Петровна, Сорова Капитолина Павловна, Лобанова Екатерина Семёновна, Маркова Мария Георгиевна. Вместе со мной окончил школу и Курыдкашин Иван Михайлович».

 

Школа в 40 – 69  годы  прошлого века.

В 40-е роковые годы были большие изменения в жизни нашей страны. Большие изменения были и в жизни Косланской школы. Если с 1936 года по 1942 год школа была семилетней, учились в разных зданиях, то в октябре 1942 года введено в эксплуатацию новое двухэтажное здание, и Глотовская СШ была переведена в Кослан. В Кослане с октября 1942 года школа называется Средней школой, первым директором которой была Филатова Ольга Петровна. Завучем Петиева Агния Ивановна, Заслуженный учитель школ Коми АССР, которая проработала в Косланской СШ 17 лет, т.е. до выхода на пенсию.

22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напала фашистская Германия. Война изменила весь ход жизни нашей Родины, а вместе с тем и школьную жизнь. В первый год в конце учебного года было 279 учащихся. Из-за трудных условий жизни в течение года из школы выбыли 25 учащихся. В отчете школы за год о сохранении контингента детей писалось: «Сохранить контингент детей не смогли», несмотря на то, что со стороны школы было многое предпринято: работала школьная столовая для 70 учащихся, добились выдачи школьной карточки для 45 учащихся, давали из школы нуждающимся детям фронтовиков 35 пудов картошки, 3 пары ботинок, 4 метра мануфактуры. Интернат функционировал для 31 ученика.

 В школе было холодно. По плану на весь год должны были заготовить 460 сажен дров (около 800 куб.м), заготовлено же было к началу учебного года только 147 сажен (менее одной трети), из них силами учителей и учащихся заготовлено 33 сажени. Учителей было всего 15 человек и очень мало старшеклассников. Заготовка дров продолжалась в течение всего учебного периода.

Несмотря на трудные условия учебы из 279 учащихся было 9 отличников, 65 ударников (27%), а отличные и хорошие оценки составляли 45,2%. Из 22 комсомольцев - учащихся было 2 отличника и 12 ударников учебы. Аттестат об окончании 10 класса получили 3 человека. Под № 1 получила Пигулина Нина Александровна, в будущем делегат ХII съезда комсомола, Почетная гражданка  Удорского района.

В первые годы существования средней школы в Кослане выпускников было мало, по 3-5 человек в год, на это повлияли трудные военные годы. Кроме того, в октябре 1940 года была введена плата за обучение ученика в средней школе - 150 рублей в год. Большую помощь оказывала наша  школа фронту.

Вот отчет школы за 1943-1944 учебный год, раздел «Общественно - полезная работа»:

«Помощь фронту: отправлено четыре посылки для бойцов красной армии. В посылках отправляли носовые платки, воротнички, кисеты, теплые вещи, листки бумаги, конверты. Ленинградским учителям  одна посылка, в школы освобожденных от войны районов одна посылка. Собрано 10 пар теплых рукавиц и т.д. Для помощи семьям фронтовиков собрано деньгами 690 рублей, 13 килограмм  картофеля, 5,4 килограммов хлеба. Проходили различные сборы денежных средств для бойцов Красной Армии, семьям фронтовиков, на постройку танковой колонны «Коми колхозник», самолета «Коми пионер». Подписывались на Государственный военный заем (работающим учителям на двухмесячный заработок). И вот в том учебном году весь этот денежный сбор по школе составлял 48234 руб., из них внесено наличными 25725 руб.

По школе проведено 25 воскресников, из них 5 по заготовке дров, 11 воскресников по подвозке и переработке дров, остальные воскресники проводились в колхозах «12 Октября» и «Смелая» по уборке овощей, сбору золы и колосьев, 2 воскресника по заготовке кольев и жердей и их доставке.

Многие учителя и учащиеся призваны на защиту своей Родины. Николай Калинин и Геннадий Коровин призваны на фронт в 1944 году с 9 класса. Они вернулись в школу  после трехлетнего перерыва и  окончили школу только в 1948 году. Калинин Николай окончил медицинский институт и работал в одном из северных городов республики, Коровин Геннадий окончил Московский университет и работал в области освоения ядерной энергии в мирных целях.

На защиту Родины уходили на фронт и добровольцами. 17 мая 1943 г. ученик 8 класса Косланской СШ также писал заявление на имя военкома нашего района о том, чтобы его отправили на фронт, хотя ему было всего лишь 16 лет. В содержании заявления: «Прошу зачислить меня в ряды РККА вместе с юношами 1926 года рождения. Я родился 15 января 1927 году. Рост у меня не меньше, чем юношей 1926 годов. Стыдно мне, мужчине, по росту отлеживаться в тылу. Вы не думайте, что вам пишет заявление такой-сякой человек, который ничего не знает. На себе я испытал бомбежку, видел морские штормы, фашистские подводные лодки. (У восьмиклассника  родители из села Глотово, до войны жили в Архангельске. В 1942 году он участвовал в  Архангельской экспедиции, а потом вместе с матерью и сестрой был эвакуирован на Удору). Никто не может сказать, что я трусливый человек. Второй раз говорю, что не могу отлеживаться в тылу, когда другие погибают на фронте. Я хочу бить фашистов, товарищ военком. От души прошу дать мне положительный ответ по адресу: с. Кослан, Косланская СШ, ученику 8 класса Николаю Вурдову. Родители мои  согласны».

За годы ВОВ погибло 5 учителей: Дьяконов Павел Иванович – заслуженный учитель школ Коми АССР, Новиков Николай Иванович (нет данных), Политов Степан Степанович, Титов Василий Филиппьевич, Павлов Александр Петрович,  и 19 бывших учеников, среди них дочь Удоры Трофимова Наташа, которой было всего лишь 20 лет.  А Васе Попову, Анатолию Пахонину, Степану Ольшанову всего лишь по 18 лет, остальным по 19-20 лет.

В феврале 1946 года, после  инспекторской  проверки Косланской  средней  школы в декабре 1945 года,  назначили новым директором  школы Козлова Николая  Ивановича. Заведующая  РОНО Устинова Ирина  Кирилловна  ему сказала: «Вот Вы проверяли школу,  дела  там плохие. Оставлять  так эту школу  нельзя.  Вы  написали  предложения, как  улучшить  работу,  вот  и  надо  теперь  выполнять  эти предложения.  Тебя назначаем директором этой школы. В Министерстве просвещения  и  райкоме  партии это согласовано. С  первого марта  принимай  дела  школы».  Государственные экзамены за университет Козлов Николай Иванович сдал в 1947 году. 

Новый директор Косланской школы в первый же день создал  штаб  порядка,  куда вошли  Крюков  Владилен Васильевич, Марков Петр Михайлович, Терюков Иван Степанович. «Надо думать об учебном процессе» - сказал новый директор своим учителям - фронтовикам.  Два  раза  сам Козлов ездил  в  Сыктывкар  за  учебным оборудованием. В  первый  же  год  были  оборудованы  три  кабинета -  по физике, химии и  военному делу.  Качество  уроков учителей улучшилось.  Ожила  внеклассная работа. Первый литературный кружок создал сам Николай  Иванович,  за  ним  продолжил эту творческую работу с детьми Владилен  Васильевич  Крюков.  Появились в школе с детьми кружки  по физике  и  химии,  юных  натуралистов,  фотографов,  «Умелые руки», по  математике  и черчению, по истории и  географии.  Начали  проводить с детьми диспуты  и читательские конференции,  вечера отдыха. Когда же в Кослан прибыли первые  автомашины,  трактора и  мотоциклы, ребята охотно взялись за их изучение. Школа  вырвалась  в  ряды передовых  школ  республики. Улучшению способствовало  и то,  что  в  школу  пришли десять  учителей – мужчин, прошедших горнило  войны.

Воспоминания Афанасьева Анатолия Петровича – выпускника Косланской средней школы, кандидата исторических наук - о работе педагогов и учащихся послевоенного  периода.

 


«Ме помалi обычнöй шöр школа, кодi вöлi Удора районса Кослан сиктын. Но  миян учительяс  вöлiны  эз  обычнöй  йöзöн  и  пöшти  ставныс  мужичöйяс.  Заводитi ме ведöдчыны    нелямын  коймöд  воын.  Сiйö  кадас  миян  класса  джынсьыс  унджык велöдчысьыслöн  батьясыс  эз  нин  вöвны: найö  усисны  Великöй  Отечественнöй войнаса  фронтъяс  вылын. Тшыгъялам,  кöдзыд,  чернилаыд  кынмö. Чуньясын карандашыд  оз  öшйы.

   И  вот сэкi  миянö  воисны  фронт  вылысь  выль  учительяс, кодъяс  лоисны пиянлы батьяс  да  ыджыд  вокъяс  пыдди.  Ме  ог  кöсйы  шуны,  мый  нывбаба  учительяс вöлiны лёкöсь.  Найö  вöчисны  ассьыныс  ыджыд  делö  война  кадö  и  война  бöрас, вöчöны и öнi  ыджыд  терпениеöн  да  муслунöн.  Но  мужичöй – учительястöг  миян челядьдыр эськö  вöлi вывтi  курыдöн.

Казьтыштны  кöсъя  Николай  Иванович Козловöс, школаса  директорöс,  стрöг да требовательнöй  мортöс.  Буретш  сiйö  зiлис  шонтыны  миянöс  аслас  сьöлöмнас да зiльлуннас.  Сэтшöм  сьöкыд  кадö  сiйö  вермис  йöртны    школаö  шоныд.

Школасянь  некымын  дас  километр  сайын,  Мезень  ю  берег  пöлöн, ми  сыкöд да учительяскöд  пöрöдiм  вöр,  быглялiм  керъяссö  ю  дорö,  пуръялiм  да  кылöдiм пуръяссö Мезень ю  кузя  райцентрöдз. Эз  кокньыда  тайö  шед.  Но  ми,  велöдчысьяс,  тайö уджъяс вылас  мунiм,  кыдзи  праздник  вылö.  Ми  гöгöрвоим,  кутшöм  колана  тайö уджыс.  Ми уджалiм  öти  семьяöн.  Миянöс  ышöдiс дружнöй  уджыс,  вермысьöмлöн горыс  да учительяслöн  примерыс.

Но не сöмын  уджын  учительяс  ышöдiсны  миянöс. Войнабöрся  первой  воясас на Н.И.Козлов  ловзьöдiс литературно – творческöй  кружок Бöрасджык кружоклöн сьöлöмнас  лои  Владилен  Васильевич  Крюков – литература,  роч  да  коми  кывъяс велöдысь.  Нимтiсны тайö  кружоксö  « Удораса  пионеръясöн».

Кружокса членъяслысь  гижöдъяс  кутiсны  йöзöдны районнöй  да  республиканскöй газетъяс,  «Войвыв  кодзув»  журнал.  Газет  да  журнал  лист  бокъясын  чужисны  выль нимъяс:  Альберт  Попов,  Петр  Андреев,  Альберт  Ванеев  да  мукöдъяс

Вывтi  тöлка  да  сьöлöма  учительясöн  вöлi  школаын Иван  Степанович  Терюков, Пётр  Михайлович  Марков,  Василий  Федорович  Иевлев,    Леонид Николаевич  Петров, Александр  Семенович  Будрин,  Эдуард  Александрович  Гришин  да  мукöд.  Öнi Э.А.Гришин - профессор, педагогическöй  наукаса  доктор,  уджалö  проректорöн Владимир  карса пединститутын.»

 

На ХХ съезде Компартии Советского Союза в феврале 1956 года  был поднят вопрос подготовки кадров. Где указано, что первой ступенью подготовки кадров для промышленности и сельского  хозяйства  является общеобразовательная школа. Она должна давать не только всестороннее общее и политическое образование, но и готовить учащихся к производительному труду.

В связи с этим в середине 50-х годов было изменено название школы, теперь это «Общеобразовательная трудовая политическая школа с производственным обучением».

28 мая 1957 года коллектив учителей и учащихся Косланской школы во главе директора Гришина Эдуарда Александровича создал  ученическую  производственную тракторную  бригаду,  называемую  «Малой  Удорской  МТС» Директором бригады стал старшеклассник  Романько Владимир, механиком старшеклассник Немчинов Феликс.

В условиях сельской местности все  учащиеся 5 – 10 классов   за  период  обучения в  школе наряду  с изучением основных  наук,  должны  были  ознакомиться  и  с основами сельского  хозяйства,  с  машинами,  которые  работали  на полях  наших колхозов. А  в процессе  коллективного  труда  под  руководством учителя  должны были  выбирать  в себе  умения  и  навыки,  необходимые  в  многоотраслевом сельском хозяйстве.

Ученическая школьная  «Малая Удорская МТС» на договорных началах с колхозом «Родина» (председатель колхоза Курыдкашин Иван Михайлович) и Удорской МТС организуют труд учащихся в животноводстве и полеводстве. И через кружковые занятия организуют обучение учащихся основам производства.

 В течение 1956-57 учебного года были приобретены школой мотоцикл, автомашина, списанные с учреждений и организаций. Районный отдел народного образования выделил средства на приобретение трактора. За трактором ездили в Москву к Министру Сельского хозяйства, среди них был ученик 8 класса Геннадий Политов, который позже стал работать в родном селе  главным врачом районной больницы.

Под руководством преподавателя машиноведения Аврамова Альберта Васильевича построили электростанцию, которая давала ток для школы. Начальником электростанции был назначен ученик 8 класса Конанов Юрий. Построили гараж, мастерскую, овощехранилище, свинарник. С начала  1960-х годов место свинарника был использован для  кролиководства. Все это было сделано силами учащихся. Выращивали сортовую картошку и частично семенами обеспечивали колхоз, а потом уже совхоз. Столько много торфяных горшков было подготовлено для колхоза с помощью учащихся! На участке 10 га весь комплекс работ по выращиванию картофеля выполняли учащиеся школы. На вырученные средства покупали механизмы, устраивали экскурсии в различные города страны.

Летом 1957 года впервые был организован комсомольско-молодежный лагерь по заготовке сена на участке «Вомын».

В 1958 году все выпускники 10 класса решили остаться работать в колхозе на один год, среди них были  Жилин Т., Доронин Леонид, Жилина Эмилия, Кырнышева Эмма и др.

В 1962 году при директоре школы  Маркове Петре Михайловиче опять все выпускники оставались на один год работать в совхозе. Среди них были Евсюгина (Скоморокова) Мария Семеновна, Беляев Александр,  Кырнышева (Казакова) Валентина Ивановна, Обрезков Юрий, Гордеева Тамара  и другие.

Неплохо был организован труд в школьной мастерской под  руководством учителя труда Доронина Ивана Алексеевича. В школьной мастерской для Удорской Машинотракторной станции изготовляли гаечные ключи, молотки, зубила, которые качеством были не хуже заводских изделий. Ежегодно организовывали в Доме Культуры «Праздник труда», куда выставлялись экспонаты полеводства, мастерских, кружковых работ. На одном из таких праздников была выставлена движущаяся модель трактора, сделанная учеником 10 класса Афанасьевым Михаилом.

«Праздник труда» считался действительным праздником для учащихся, учителей, родителей и населения.

Много прекрасных дел  было на счету Косланской школы в 40-60 годы, но все не перечислить. Число учащихся от 279 человек до 70-х годов возросло до 1100 с лишним человек, так как реализовалась программа партии «О всеобщем  среднем образовании подрастающего поколения страны».

С 1942 по 1960-й год сменилось 9 директоров школы: Филатова О.П., Калинина Е.П., Забоева (Селиванова) Людмила Николаевна, Козлов Николай Иванович, Обрезков Михаил Николаевич, Петров Леонид Николаевич, Гришин Эдуард Александрович, Марков Петр Михайлович и Елисеев Иван Степанович.

 

На снимке учительский коллектив Косланской школы в 1957 году. В первом ряду пятый слева  – директор школы Гришин  Эдуард  Александрович работал в Косланской СШ с 1954 по 1958  годы сначала  учителем истории, а потом директором.

В сентябре 1964 года сгорело двухэтажное здание Косланской средней школы, введенное  в октябре 1942 года. Но, с помощью администрации  Удорского райисполкома, школа продолжала учиться в четырех  неприспособленных зданиях.  Новая школа на 320 ученических мест  (смотри нижний снимок) была введена в строй в 1968 году.

 

1.                      Косланскöй  школаын.(газетысь). 

Кослансаяс унаöн на помнитöны  асланыс сикт шöрысь ляпкыдик керка,   кодi сулалiс öнiя  важ вичколы  туй  мöдöр бöкас. Сэнi революцияöдз вöлöма нёль класса  цековнö – приходскöй  школа. Комын гöгöр велöдчысь волывлöмаöсь сэтчö.  А  этша  сiйöн,  мый уна гöль  бать – мам  абу вермöмаöсь велöдны челядьныссö.  Öткымын крестьянинъяс эськö  и  сетлöмаöсь  ныв – пиянныссо школаас,  да  семьяын сьöкыдлунъяс вöсна бöр босьтлöмны:  то  кöм – паськöм эз вöв,  то  мукöдтор.  Этша  и  помавлöмаöсь школасö.  И  тадзи вöлi эз сöмын Косланын.  1915  воын Удораын вöлöма  12  начальнöй школа  да  öти земскöй  училище,  а  велöдчысьыс сэнi  400. Сöмын   25 -30  процент олысьыс кужöмаöсь гижны  да  лыддьысьны. Пемыд вöлi олöмыс.

Кыдзи  и  быдöнлы,  удорасаяслы югыдлань туйсö восьтiс  Великöй Октябр. Видзöдлöй  Кослан    вылö талун.  Пыралöй Косланскöй средньöй школаö  да  сравнитöй сiйöс революцияса школакöд!   30  велöдчысь  1913  воын  и  900  велöдчысь талун.  Öти учитель  революцияöдз  и    60  педагог  талун.   Школаö волывлöны арлыда  став челядь. Налы бура  велöдчöм вылö лöсьöдöма  став  условиеяс.  Таво  на  строительяс  да Косланса  общественность  велöдчысьяслы  сетiсны   ыджыд козин -  школалысь выль здание,  югыдöс  да сöстöмöс, бур школьнöй оборудованиеöн  да  мебельöн,  учебнöй кабинетъясöн. (смотри  фотографию в  конце  этой  статьи).Школалöн эмöсь интернатъяс,  кöнъясын олö мукöд сиктъясысь воöм  200  велöдчысь,  170  велöдчысьöс босьтöма полнöй государственнöй   обеспечение  вылö. Школаын уджалö столовöй,  буфет.

Косланса средньöй  школа – районын медводдза.  Сiйö воссис  1938  воын, первойсö Глотовоын,  а  сэсся нин,  1942  воын,  вуджöдiсны  Косланö.  И  тайö кадсяньыс сiйö лэдзис нин  1500   гöгöр образованнöй  том  мортöс олöмлöн паськыд  туй  вылö. Унаöн,  кодъяс помавлiсны  тайö школасö,  важöн нин уджалöны врачьясöн,  учительясöн,  агрономъясöн.  Сiдз,  Косланскöй средньöй    школа  помалысьяс П.М.Марков,  Н.И. Ванеева,  Р.В.Жиляева,  Р.М.  Логинова  да  унаöн мукöдъяс,  асьныс нин важöн уджалöны тайö жö школаас преподавательясöн.  Косланскöй средньöй школаын велöдчылiсны Печорскöй кöрт  туй  вылын паровозса   машинист Социалистическöй уджвывса  Герой А.Ф. Доронин,  том  учёнöйА.Е.Ванеев  да  мукöдъяс.

Педагогъяслöн Косланскöй средньöй школаса дружнöй   коллектив  ыджыд вын пуктö сы вылö,  медым воспитывайтны миян Рöдиналы достойнöй поколениеöс.

Данный  материал  о  школе  был  напечатан  в районной  газете  «Выль туйöд» № 133 1969 года,  автор  статьи - заместитель директора по учебной работе Палкина А. И.


На снимке педагоги Косланской  СШ 1969 год.

Первый ряд слева: Павлова Агния Николаевна, Логинова Августа Васильевна, Елисеев Иван Степанович. Палкина Анастасия Ивановна, Митин Анатолий Алексеевич, Палева Юлия Борисовна, Шечева Екатерина Ивановна.

Второй ряд слева: Попова Тамара Ивановна, Красикова Нина Александровна, Пархачева Елизавета Федоровнв, Никитина Тамара Сергеевна, Обрезкова Капитолина Алексеевна, Конанова Гарриэтта Иосифовна, Ипатова Галина Александровна.

Третий ряд слева: Букина Дина Васильевна, Пигулина Роза Ивановна, Будрина Вера Николаевна, Конанова Елизавета Андреевна, Палкина  Анастасия Александровна, Крюкова Лидия Дмитриевна, Плаксина Нина Дмитриевна, Козлова Роза Дмитриевна, Жиляева Роза Васильевна, Богданова  Надежда Семеновна, Елисеева Калиса Ионовна, Логинова Римма Михайловна, Пахонин Николай Степанович, Немчинова Лидия Максимовна.

Последний ряд слева: Сухарева Александра Васильевна, Бутырева Екатерина Васильевна, Остапова Галина Ивановна, Ванеева Нина Ивановна, Пувкоева Галина Яковлевна, Политова  Александра Васильевна, Коновалова Клавдия Семеновна, Юдина Вера Ефремовна, Лукин Геннадий Григорьевич, Патраков Николай Сиверьянович.

 

Косланская школа  1969 -1984 годов прошлого века.

Сначала 60-х годов  нашей страной был взят курс на повышение образовательного уровня населения. Появляются школы нового типа - общеобразовательные, трудовые, политехнические, с производственным обучением. С 1959  года одиннадцатилетние  школы будут десятилетними. С 1962 года появляются школы с группами продлённого дня, с 1967 года начинают работать организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

В 1966 году появляется  постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» и Устав средней общеобразовательной школы, одобренный Советом Министров СССР 8 сентября 1970 г. Вот с этого времени школы начинают работать по осуществлению обязательного среднего всеобуча. Маленькие школы закрылись, а появились школы-гиганты. Наша школа в районе числилась одной из больших. С 1961 по 1976 годы руководителями Косланской СШ были Марков Пётр Михайлович (1961-1964гг), Елисеев Иван Степанович (1964-1969 гг)   и  Краснояров  Петр Иванович (1969-1976гг).

С 1969 года  директором Косланской средней школы с производственным обучением начал работать Краснояров Петр Иванович.  Школа работала в две смены, размещалась в трёх зданиях, учащихся было 932. Дети с соседних сёл и деревень жили в пяти зданиях интерната, их было 210. Дровами снабжались сами. В год необходимо было заготовить для нужд школы 820 м³ дров, учителям – 1260 м³, интернату – 100 м³. В итоге надо  было завести и сделать 3100 м³ дров и заказать для собственной котельной 4 вагона угля.  На заготовке и вывозке дров участвовали не только технические работники и учителя, но и дети-старшеклассники. И никто не хныкал, не отказывался. Понимали, что надо самим, школе. И так мы с дровами занимались до 1974 года, пока не перевели интернатских детей на старое школьное здание на 320 мест.

Производственная бригада школы снова развернула свою работу.  В 1970 году члены бригады вырастили капусту на площади 2 га, сдали государству 49 тонн, что составляло урожайность с одного га 235 центнеров.  Убрали с площади 16,5 га картофеля. Летом были организованы два трудовых лагеря в «Вомыне» и «Сюзе», ими было заготовлено 115 тонн сена с площади 140 га. Дети хорошо работали и прекрасно отдохнули.

В 1975 году  школа участвовала в конкурсе в Москве на выставке Всесоюзных Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ). Наша школа за хорошие показатели, достигнутые во Всероссийском смотре ученических производных бригад, награждена Почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР  и Министерства сельского хозяйства  РСФСР. Производительная бригада в те годы имела свою копилку в бухгалтерии РОНО до 10 тысяч рублей.

Хорошая связь школы была с базовым предприятием совхоза «Косланский», где директором работал Павлов Борис Васильевич. Совхоз помог материально создать кабинеты для производственного обучения учащихся. Дети начали изучать основы сельского хозяйства, животноводства, полеводства, электротехнику, многие получили права.  Настоящими инициаторами производственного обучения с 1969 года были Обрезкова Капитолина Алексеевна, Букина Дина Васильевна, Попова Тамара Ивановна, Климов Ананий Павлович, Тупицын Акиндин Максимович, Ильин Иван Иванович.

 

 

С 1 сентября 1973 года начинается обучение детей в новом здании школы на 964 места. Строители «Коми Промтяжстроя» города Сыктывкар за 9 месяцев построили этот дворец и котельную. Они  активно взялись за дело сначала года в январе. Оборудование, мебель  поступали в адрес нашей школы по железной дороге, а затем машинами это всё завозили до школы с помощью Удорского леспромхоза «Мезеньлес». Трудностей было много. Везли весь груз в летнее время понтонной переправой реки Мезень через   деревню Разгорт, так как нынешнего моста в то время через реку Мезень не было. Много труда  вложили учащиеся, учителя, родители на строительство школы. 1 сентября на построении строителям сказали «большое спасибо», дети обещали лучше учиться, беречь школу. Сувениры вручили начальнику строительного участка №10 Хану Николаю  Макаревичу, Ярыш Михаилу Николаевичу, Карпову Ивану Дмитриевичу, Ивану Владимировичу, и др.

 

 

Посчастливилось мне работать директором в данной школе с хорошими, опытными заместителями Марковой Анной Михайловной, Митиным Анатолием Алексеевичем, Плаксиной Ниной Дмитриевной. Я тогда понял, что только в сплоченной работе администрации и педагогического  коллектива можно добиться успехов.

В те годы хорошо была постановлена методическая работа с учителями, что подтверждают справки районного отдела народного образования и Министерства образования Республики Коми. Учителя серьёзно занимались над проблемой повышения качества знаний учащихся. Ведь мы, педагоги, были поставлены в особые условия: Совмин Коми АССР категорически запрещал трудоустраивать выпускников 8-х классов. Вот мы, более шестидесяти педагогов, должны психологически настроить учащихся остаться учиться в 9-10-х классах своей школы или отправлять их в среднее ПТУ.

С нас требовали, чтобы все учащиеся успевали, а способности у детей неодинаковы. Поощрялись те учителя, которые добросовестным  трудом   показывали полную успеваемость детей по своему предмету.

Школа занималась проблемой самоуправления детей. С этого времени начали практиковать в школе радиопередачи. Пионерская, комсомольская организации активизировались под руководством организатора Плаксиной Нины Дмитриевны и старших пионервожатых Поташевой Валентины Александровны, Палкиной Галины Александровны. Интернациональное воспитание было на должном уровне. Пионеры, октябрята переписывались со сверстниками нашей страны, Народной Республикой Болгарии и других государств. Комната интернациональной дружбы была оформлена и работала. Приезжали в нашу школу представители Министерства просвещения Народной Республики Болгарии и дали высокую оценку интернациональной работе школы. В 1970 году 15 июля по приглашению дагестанских пионеров 11 человек под руководством Поташевой Валентины Александровны съездили в гости в Кызельюрт  Дагестанской АССР. Мы ответно их группу здесь, в Кослане, принимали.

Болгарские рабочие приехали в наш район в 1968 году. Они привезли своих детей, которые  учились вместе с нашими детьми с 1969 года. В 1970 году училось у нас 18 болгарских школьников. С аттестатом о среднем образовании выпустили из нашей школы десятерых  старшеклассников.

Мы, педагоги, для реализации всеобщего среднего образования школьников стали искать поддержку со стороны общественности, шефов, родителей. Сами старались  быть ближе к ним. За 1971 год  прочитано нами 107 лекций, из них 13 радио-лекций по селу Кослан. Всего проведено 80 бесед, устных журналов и вечеров - 6.  Наиболее активными лекторами были Маркова Анна Михайловна, Обрезкова Капитолина Алексеевна, Палкина Анастасия Ивановна, Попова Тамара Ивановна, Плаксина Нина Дмитриевна, Сухарев Алексей Иванович, Терюков Иван Степанович, Юдина Вера Ефремовна, и т.д.

Помогали школе активные, отзывчивые, душевные родители, чьи дети прилежно и хорошо учились, а именно,  Кожевникова Капитолина Михайловна, Власова Клавдия Григорьевна, Осипова Раиса Пантелеймоновна, Коровина Антонида Дмитриевна, Ширяева Анна Алексеевна и т.д.

За семь лет моей работы директором 680 выпускников вступили во взрослую жизнь с аттестатом о среднем образовании. Все выбрали правильный жизненный путь; надеюсь, у всех остались в памяти школьные годы, любимые учебные предметы, требовательные учителя.

За этот период в стране произошли большие преобразования, которые непосредственно касались и жизни нашей школы.

1974 год. Учреждение Правительством Страны Похвальной Грамоты «За особые успехи и изучение отдельных предметов». Такой Грамотой награждались выпускники, проявившие себя в изучении отдельных предметов при примерном поведении в 9 и 10 классах, на экзамене ученик имеет оценку 5 по данному предмету (или по нескольким предметам), активно участвует на олимпиадах, конкурсах. За период работы с 1974 по 1990 годы награжден в Косланской средней школе Похвальной Грамотой 91 выпускник. Среди них Ульянова Людмила, Господарева Ирина, Бушенева Агния, Красиков Сергей, Васютова Любовь, Елисеева Екатерина, Коновалова Надежда, Терюкова Надежда, Борисов Алексей, Кожевников Григорий, Лукин Андрей  и другие ( смотрите список на следующих страницах).

Большинство из награжденных получили высшее образование, 30 человек из них стали учителями.

С 1977 по 1981 год проходил I этап аттестации учителей школы, согласно Постановлению Советов Министров СССР №273 от 16.04.74 г. «Об аттестации учителей». Всего первоначально аттестовано 32 учителя, из них Елисеевой Калисе Ионовне присвоено звание «Старший учитель» и 10 аттестованы  с выводом «соответствуют занимаемой должности и заслуживают поощрение»: Ванеева Нина Ивановна, Евсеева Эльвира Васильевна, Козлова Мария Дмитриевна, Конева Роза Николаевна, Красноярова Нина Георгиевна, Логинова Валентина Михайловна, Маркова Лидия Михайловна, Нючева Нина Николаевна, Политова Альбина Васильевна, Яковлева Мария Григорьевна.

С 1977 по 1986 год в школе на должном уровне была поставлена военно-патриотическая работа (военрук Митин А.А)

С 1969 года в школе введено обучение учащихся 9-10 классов по начальной военной подготовке. Военными руководителями с этого времени работали Терюков Иван Степанович, Паршин Юрий Васильевич, Митин Анатолий Алексеевич, Немчинов Александр Николаевич. За это время обучено военной науке более семисот юношей и девушек, многие из которых стали офицерами Советской Армии: Ольшанов Борис Янович, Тукоев Вениамин Афанасьевич, Мамонтов Александр Петрович, Кожевников Леонид Иванович, Обрезков Сергей Михайлович, Митрофанов Александр Валерьянович и другие.

Большинство учащихся-юношей, прошедших курс начальной военной подготовки, с честью служили в рядах Вооруженных сил СССР, являлись классными специалистами и отличниками боевой и политической подготовки.

Некоторым выпускникам школы пришлось выполнять свой интернациональный долг в Афганистане, среди них выпускники школы Андреев Сергей, Пувкоев Алексей, Митрофанов Валерий, Пантелеев Николай, которые награждены орденами и медалями страны.

Гордостью школы являются и те выпускники, которые окончили школу с Серебряными медалями и Похвальными грамотами: Тукоев Федор Федорович, Попов Борис Алексеевич, Лосев Валерий Александрович, Коновалов Василий Михайлович, Лукина Елена Геннадьевна, Политов Сергей Геннадьевич и другие.

На районных соревнованиях по игре «Зарница» и «Орлёнок» школа занимала I и II места смотров строя и песни, 70 % учащихся  по КВП имели оценку «ОТЛИЧНО». Многие выпускники школы поступили в военные училища: Рудой Сергей, Смирнов  Павел, Коновалов Василий, Митрофанов Александр и другие. При проверке военно-патриотической работы Уральский  военный  округ   оценил  работу Косланской средней школы  оценкой «хорошо». Военрук школы этих успехов добился кропотливой работой с активом старшеклассников: Нючев Валерий, Логинов Сергей, Соров Алексей, Ельцов Сергей, Политов Виталий, Высоких Сергей.

Успеваемость по школе держалась в пределах 97-98%, число отличников и лучших учащихся 32-38%. Здесь хочется остановиться на отличниках. Им тяжело потому, что их мало, а нагрузки всё время увеличивались, поэтому и в среднем и в старшем звене отличников единицы. В районе стали организовывать слёты отличников. Выражаем признательность Ульяновой Людмиле Ивановне, Захаровой Наталье, Жиловой Наталье, Белых Ольге, Бритовой Елене, Краснояровой Марии, Митиной Марии, Бушеневой Елене, которые всегда были отличниками. Честь и хвала им. Хорошо учились, активно участвовали на олимпиадах Веткина Лилия, Романюк Оксана, Ширяева Вика, Аврамова Татьяна, Скоморокова Анна. 30-40% выпускников оставались работать или учиться по профилю профессиональной подготовки в школе, а 15-20% продолжали учёбу в вузах.

Надо отметить и тот факт, что снизилось втрое число правонарушений учащихся, состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних при Удорском райисполкоме.  Всё это говорит о том, что коллектив учителей при тяжелейшей ситуации в стране, в том числе и в народном образовании, продолжал хорошие традиции старшего поколения школы. Приумножал их коммунарским движением, коллективными творческими делами, школой передового опыта, содружеством комсомольцев учителей и учащихся, неделями дружбы, вечерами встреч выпускников через 10 лет, ярмарками солидарности, праздниками труда, уроками мужества, уроками мира.

Поташева Валентина Александровна с 1969 по 1983 год, в течение 14 лет, работала старшей пионервожатой Косланской средней школы. Это рекорд. Можно сказать, в те годы была в зените работа пионерской дружины имени Героя Советского Союза Александра Матросова: отрядные дружинные сборы, работы над символикой пионерии, учёба горнистов, барабанщиков, тимуровская работа, работа вожатых. Пионеры были в авангарде всех дел: в учёбе, в труде, в спорте.

Каждое предприятие выпускает свою продукцию. Продукцией   нашей  школы  является выпускник. По выпускам судят о  школе. Если учителя совместно с родителями и коллективом  учащихся сумели привить трудолюбие, формировать активную жизненную позицию, научили добывать знания, то выпускник в любой ситуации покажет себя с хорошей стороны. Назовем лишь несколько выпускников средней школы того периода:

1.Власова Августа Александровна - врач, окончила аспирантуру.

2.Красиков Сергей Васильевич - нашёл своё место в должности участкового рыбинспектора.

3.Будрина Мария Генриховна - врач.

4.Краснояров Василий Алексеевич - инженер.

5.Лукина Елена Геннадьевна - учитель.

6.Рудой Сергей Валентинович - военнослужащий.

7.Митин Алексей Александрович - главный инженер совхоза «Косланской».

Успех дела решают кадры. Добросовестность учителя, его инициатива и творчество - вот  залог успеха школы. Почти во всех школах района работали или работают учителя, которые учились или преподавали в Косланской СШ:

-Ульянова Валентина Николаевна, Петров Борис Иванович, Черноусова Роза Константиновна – в Важгортской средней школе.

- Коровина Ангелина Андреевна – в Чупровской, Муфтюжской  восьмилетних школах.

- Палкина Анастасия Ивановна, Палева Юлия Борисовна, Третьякова Лариса Константиновна, Красиков Василий  Петрович, Красикова Нина Александровна - в Благоевской СШ.

- Пигулина Вера Александровна – в восьмилетней школе села Усть-Вачерга

- Логинова Римма Михайловна, Потапова Александра Ивановна, Рочева Галина Николаевна, Аникиева Анна Александровна – в Усогорскской СШ.

Одним словом, Косланская Средняя школа была и осталась кузницей педагогических кадров района.

 

 

 

© 2018. МОУ «Косланская средняя общеобразовательная школа» .